Возрастные особенности
детей 4–5 лет.
Ребенок
4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него
уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо)
себя вести.
Ребенок
может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые
обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам
часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более
интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии
наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и
правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально
его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Появляется
сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема
собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно
охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания.
Поведение
ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в
некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников
о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил
В
этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении
взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует
повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено
с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже
отмечаются и ситуации чистого общения.
В
этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести
девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня
короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик -
сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых
мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с
другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и
оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
Но
такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря
развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно
овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается
словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного
периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться
своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной
особенностью речи ребенка является использование ее для общения со
сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает
вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает,
обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов,
их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим.
Между
четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни
после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный
материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в
основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка
запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели,
месяцы, времена года и т. д.
Благодаря
развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения
ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное
решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не
учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и
помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие.
Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные
сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким
образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение
сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в
соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Если
взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать
устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом
произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении
читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго
рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу
они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора.
Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям
произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах
сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты.
Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных
произведений.
4-5
лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно
стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую
информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов,
ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и
вещей, мир человеческих отношений.
Он
чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время
которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его
знания об окружающем мире значительно расширяются
Все
совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость
при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией
мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность
совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок
четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра
становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и
групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают
сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко
контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со
сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры.
То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при
соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса
терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает
творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные
установки.
Ребенок
этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите
детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами:
какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую
фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое
стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает
для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности,
общественных функций людей.
В
качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное,
чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не
ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на
скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на
месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним.
Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать
каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.
Все,
кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих
требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых
неприятных черт характера.
Обязательно
привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные
домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал
удовольствие от этой деятельности.
Говорить
ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для
формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности
измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел
что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли
бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал
себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.