Консультация для родителей
«Можно, нельзя, надо».
Некоторые родители
считают, что «запрещать – значит отнимать радости детства», «упрямство в
ребёнке – проявление положительное: так как он выражает волевые усилия»,
«совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а то вырастет безынициативным».
В.
А. Сухомлинский пишет, что "дети живут своими представлениями о добре и
зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты,
у них даже свое измерение времени". Чтобы не оказаться в глазах ребенка
человеком, который знает лишь то, что можно и чего нельзя, видимо, надо при
случае сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в комнате,
вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом, можно иногда
и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно вместе с сыном
разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или гремит, потому что
если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один. Иными словами, любой
факт, поступок следует оценивать не вообще, а показывать его во всем
многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью
других людей. Причем жизнь и деятельность этих людей надо объяснять не как
нечто застывшее, а движущееся, живое, целенаправленное. Допустим, рабочий
мастерил игрушку и, конечно же, хотел сделать ее красивой, забавной, чтобы дети
ее полюбили, чтобы им хотелось играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться
бережно. Хлеб нельзя бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих
людей, и т. д.
Правы
ли они? Напомним, что говорил по этому поводу А. С. Макаренко: «Ребёнок в
детстве должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он не послушен
сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 - 8 лет». В этом совете
заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт и
багаж нравственных представлений, тем больше он нуждается в руководстве со
стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремления к
деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых
формах – в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках. И
ещё одна мысль, высказанная в этой же связи А.С. Макаренко: у детей необходимо
воспитывать привычку выполнять поручения и распоряжения взрослых. Это не только
делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск
нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии,
которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на капризы,
упрямство, своеволие и пр.». Высказанные замечательным русским педагогом советы
устремлены в будущее ребёнка, ведь послушание – первая ступень
дисциплинированности. И чтобы подготовить растущего человека к жизни в обществе
людей, уже сейчас надо учить его подчинять своё «я» родительскому требованию.
«Мы часто не в силах уговорить своего ребёнка, настоять, мы уступаем, -
сокрушаются мамы и папы. Тут же утешают себя - упрямый, значит волевой.» Считать,
что в упрямстве ребёнка проявляются воля и настойчивость,- глубокое
заблуждение. А. С. Макаренко писал: «Воля – это не только умение чего-то
пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего–то, когда
это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание,
и отказ одновременно».
Детское упрямство –
признак слабой воли, неумения преодолеть своё желание, мобилизовать себя.
Упрямство присуще избалованным детям, не умеющим считаться с родительским
словом. В этой связи Е. А. Аркин, известный врач и педагог, указывал: «Корень
упрямства лежит очень часто не в ребёнке, а в поведении окружающих его
взрослых». Упрямство – проявление отрицательной черты характера, и её надо
искоренять, иначе она может перерасти в негативизм – крайнюю степень упрямства,
когда ребёнок сопротивляется любому требованию взрослого. Негативизм всегда
направлен на того, кто балует ребёнка. Именно те родители, которые чрезмерно
уступчивы и щедры в своём потворстве (поощрять, содействовать, не препятствовать
чему- либо предосудительному, непозволительному) ребёнку, увы, не имеют авторитета в его
глазах. Воспитание не может быть нетребовательным, ибо отсутствие
требовательности к растущему человеку есть не что иное, как воспитание
стихийное.
«Можно», «нельзя», «надо»
- три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень
рано. На них опираются родительские требования. Разумная, справедливая,
обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно.
Требовать, уважая, - именно этот принцип должен быть в основе отношений между
воспитателем и воспитуемым. Тогда у ребёнка не возникнет сопротивления
воспитательным воздействиям, а у взрослого – растерянности в выборе подхода к
нему.
В.А. Сухомлинский говорил:
"Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребёнок делает не то,
что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага. Чем раньше входит в
человеческую жизнь понятие долга, формируя другие, более высокие потребности,
вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее будет расти ваш
ребёнок".
...Вы и ваш ребёнок.
Можно ли считать, что ваши отношения с ним основаны на разумной
требовательности, такой требовательности, которая не подавляет, а направляет,
не отстаёт от развития ребёнка, а зовет вверх? Присмотритесь, каким растёт ваш
сын или дочь, и одновременно обратите взгляд на себя как на воспитателя
собственных детей. Как часто вы идёте на уступки ребёнку? Как часто он
отказывается выполнять ваши распоряжения? Усвоил он лишь удобное и приятное для
себя понятие "можно" или и другие, требующие от него волевого
напряжения - "нельзя" и "надо"?
Следует
помнить, что все дети независимо от их индивидуально-психологических
особенностей развития нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого,
сознательно использующего различные методы и приемы для формирования
определенных черт характера ребенка. В дошкольном возрасте у детей воспитываются
устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и
любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными
индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности
высшей нервной деятельности, изменяя при этом их нежелательные проявления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.