Учимся играя
(консультация для родителей)
В.А. Сухомлинский.
В
жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для
него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство
всестороннего развития. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает
значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной
обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы
настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В каждую эпоху общественного развития
дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком
по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Исследования
отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что игра - подлинная
социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому
она столь актуальна как средство и метод всесторонней
воспитательно-образовательной работы, и в первую очередь в целях осуществления
его умственного развития. Развитие умственных способностей имеет особое
значение для подготовки детей к обучению. Ведь важно не только, какими знаниями
владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к усвоению новых
знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы,
строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Любая дидактическая игра ставит целью
обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности.
Дидактические игры всегда, по мнению
всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности,
приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в
различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое
важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего
умственного багажа в каждом случая те знания, которые нужны для решения стоящей
задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением
думать, правильно анализировать и синтезировать.
Многие
дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно
использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить
характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать,
группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать
правильные выводы, обобщения.
Научными
исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в
целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей. Была
доказана зависимость между активностью и интересом.
Исследованием
Л.А. Венгера была также доказана эффективность использования словесных
дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя
мышление, игра воздействует на эмоции детей; ребёнок испытывает радость,
удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения его воспитателем, а
главное, от самостоятельности при решении задач. Выявлена закономерность в
развитии умения самостоятельно мыслить у детей шестого года жизни.
Сначала
неуверенность в решении умственной задачи, неумение логически рассуждать,
потребность в помощи взрослого, затем самостоятельный поиск, нахождение разных
вариантов решения, логическое рассуждение.
В
дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не
воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра требует
использование приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах.
Перед
каждым воспитателем стоит задача – создать дружный организованный коллектив,
научить детей играть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.