«Психологические основы
создания авторитета родителей для успешного воспитания детей в семье»
Откуда берется родительский авторитет, как он организуется? Те родители, у
которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от
природы, что это особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя,
остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители
ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и
это даже не очень
трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые стремятся создать
такой авторитет на ложных основаниях. Есть много сортов такого ложного
авторитета.
Авторитет подавления. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда сердит, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью: не только детей, но и мать. Он приносит вред: запугивает детей, делает мать нулевым существом. Этот авторитет ничего не воспитывает, он приучает детей держаться подальше от страшного папы, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, воспитывает в ребенке жестокость.
Авторитет расстояния. Чтобы дети слушались, нужно поменьше
с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде
начальства. У отца какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается
изредка как первосвященник. Бывают такие и матери: у них своя жизнь, свои
интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или гувернантки. Такой
авторитет не приносит никакой пользы.
Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета,
когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Мы рассмотрели
несколько видов ложного авторитета. Кроме них, еще есть много сортов. Есть
авторитет веселости, авторитет учености, авторитет « рубахи – парня», авторитет
красоты. Но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком
авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания
детей Часто отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого.
Наконец бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и
думают только о своем спокойствии.
В чем же должен состоять настоящий
родительский авторитет?
Наша жизнь есть жизнь всего
общества. Перед своими детьми отец и мать должны выступать как участники этой
жизни. Но родители не только граждане, они еще и отец, и мать. И прежде всего
родители должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего
хочет и чего не хочет их ребенок.
Родители должны знать, с
кем их ребенок дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как
воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, родителям должно быть
известно, как он относится к школе и учителям, какие у него затруднения, как он
ведет себя в классе. Это все родители должны знать всегда, с самых малых лет их
ребенка. Родители не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и
конфликтах, родители должны их предугадывать и предупреждать. Все это нужно
знать, но это вовсе не значит, что родители должны преследовать своего ребенка
постоянными и надоедливыми расспросами, дешевым и назойливым шпионством. С
самого начала родители должны так поставить дело, чтобы дети сами им
рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось родителям рассказать, чтобы они
были заинтересованы в вашем знании. Для всего этого не требуется много времени,
для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. Авторитет знания
необходимо приведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много
случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи и
в совете. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива,
утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку,
самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать
препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как
ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в
отчаяние. Иногда, даже нужно, чтобы ребенок видел родительскую настороженность,
внимание и доверие к его силам. Линия ответственности является важной
линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребенок не должен думать,
что руководство семьей и им самим есть родительское удовольствие или
развлечение. Он должен знать, что родители не только за себя, но и за
него перед всем обществом. В некоторых случаях это требование должно быть
выражено в самой строгой форме, не допускающей возражений. Такое требование
только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже
создан в представлении ребенка.
Итак, действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, на родительской помощи ему и на родительской ответственности за его воспитание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.